Басни: что я знаю о них в 5 классе

Басня — это литературный жанр, который дает возможность передать какую-то моральную и предметную наблюдение через участников событий, выступающих в роли животных. Этот жанр повествования имеет древнюю историю и широко распространен в различных культурах и традициях. В баснях главные герои предстают перед читателем в образе животных, каждое из которых воплощает определенный тип характера.

Основные принципы басни состоят в том, что она должна быть краткой, содержать в себе некую мораль, посыл, которая играет важную роль в сюжете. Животные обычно выражаются по-человечески, их действия и речь элементарны, именно это позволяет маленьким читателям легко понять основные идеи произведения. Основное средство воздействия на читателя в басне — преувеличение и ирония.

Примеры басен известных авторов могут помочь более точно представить, что такое басня. Например, в известной басне И.А. Крылова «Квартирник» герои — петух, кошка, медведь и другие, выступают в роли музыкантов и раскрывают негативные черты характера, такие как высокомерие, зависть и тщеславие. Другой пример — «Львица и Жар-птица» в исполнении С.Д. Митрополского, где обычные животные становятся персонажами волшебной истории, рассказывающей о дружбе и взаимопомощи.

Определение и значение

Основная задача басни — передать нравоучительную и критическую мысль, показать противоречия общественной жизни и вести читателя к размышлению и самопознанию. Басни часто содержат мораль, которую автор пытается донести до читателя через примеры и сравнения.

Басни имеют древние корни и существуют во многих культурах и литературах мира. Они пользуются особой популярностью среди детей и воспитательных работников, так как предоставляют простой и доступный способ изучения социальных и моральных ценностей, а также развития логического мышления.

Примеры известных басен включают «Лиса и виноград» И. А. Крылова, «Заяц и Черепаха» А.С. Пушкина и «Петух и Боа» Жана де Лафонтена.

История басни

Первые известные басни были созданы в Древней Греции и Древнем Риме. Они были написаны известными авторами, такими как Эзоп и Федр. Басни Эзопа славятся своей простотой и ясностью, а Федр создал басни, рассказывающие о морали и поведении.

В средние века басни были популярны в Европе, особенно во Франции, где появились басни Жан де Лафонтена. Он создал известные произведения, такие как «Лебедь и Журавль» и «Лев и Мышь».

В России басни тоже получили свое развитие. Самым известным русским баснописцем является Иван Крылов. Его басни нравственного содержания прославились своей остротой и сатирой.

Со временем басня стала популярным жанром в литературе для детей. Она использовалась для преподавания нравственных уроков и развития чувства справедливости.

Сегодня басни до сих пор пользуются популярностью и способны передать важные уроки и ценности через простые и понятные истории с животными в роли героев.

Основные принципы басни

Главной задачей басни является передача нравственного урока или морали. Авторы басен используют этические принципы и социальные нормы, чтобы через примеры поведения персонажей научить читателя правильно мыслить, делать выборы и разбираться в сложных жизненных ситуациях.

Основные принципы басни включают следующие элементы:

  1. Басня всегда имеет ярко выраженное образное начало.
  2. Действующие лица басни — животные, растения или предметы, которые обладают человеческими качествами.
  3. Конфликт в басне обычно возникает из-за различия в характерах и поступках героев.
  4. Нравственный урок или мораль прямо или косвенно описывается в конце басни.
  5. Часто басня использует повторения, аллегории, олицетворения и другие литературные приемы для усиления эффекта.

Примеры известных басен, демонстрирующих эти принципы, включают «Львенок и Черепаха», «Соловей и Журавль», «Волк на празднике» и «Лягушка и Осел». В каждой из этих басен можно увидеть яркие образы животных, которые ведут себя и принимают решения, подобные поступкам людей, а также ясно сформулированные морали, которые можно извлечь из каждого рассказа.

Персонификация

Примером персонификации в басне может быть описание солнца, как живого существа, которое «взошло в оранжевом платье» или «улыбается своим ярким лучикам». В таких случаях солнце воспринимается не только как астрономическое явление, но и как живой и доброжелательный персонаж.

Примеры басен с персонификацией
«Львица и моська»

«Соловей и орел»

«Лисица и виноград»

Уроки и мораль

Одна из наиболее известных басен, написанных Лафонтеном, это «Волк и ягненок». В этой басне волк обвиняет ягненка в источнике воды, хотя его оправдание полностью убеждает. Эта басня даёт урок о том, что в жизни часто люди обвиняют других из-за собственных недостатков и ошибок.

Также, басня «Лебедь, рак и щука» демонстрирует значение сотрудничества и взаимопомощи. Вместо того, чтобы сотрудничать, рак и щука ссорятся, а в итоге страдают оба. Эта басня учит нас, что взаимная помощь и сотрудничество являются ключевыми для достижения общих целей.

Басни также часто дают уроки о человеческих качествах, таких как честность, трудолюбие и справедливость. Например, басня «Ворона и лиса» учит нас, что лесть и обман никогда не приводят к доброму результату, в то время как честность и искренность ценятся и уважаются.

Все эти уроки и мораль помогают нам понять мир вокруг нас и научиться принимать правильные решения в сложных ситуациях. Басни не только увлекательны и занимательны, но и обладают глубоким смыслом, который может сказать многое о нашей жизни и характере.

Примеры басен

1. Волк и овца

В одну солнечную осеннюю день волк заметил, какая-то одинокая овца блуждала в околице леса. Волк подкрался к ней, но овца его увидела и испугалась.

«Будь покойна, овца, – сказал волк, – я не собираюсь ей ничего плохого делать. Просто хочу с тобой поговорить».

Овца немного смутилась, но все же приняла предложение волка и согласилась поговорить. Волк спросил у овцы, почему она так одна находится и не среди своего стада.

«Меня выгнали из-за моего слабого зрения, – ответила овца, – я не смогу защитить себя от волков и лисиц».

Волк убедил овцу подойти к нему ближе и дал ей совет: выучить несколько приемов самообороны, чтобы она могла защищаться от хищников. Овца послушала его совет и благополучно вернулась в свое стадо, благодаря своей смелости и находчивости.

2. Лиса и ворона

Однажды весной ворона сидела на ветке с куском сыра в клюве. По долине проходил никто иной, как лиса. Лиса заметила ворону и хотела с его позавтракать.

«Привет, ворона, – сказала лиса, – какое красивое пение у тебя! Я бы хотела услышать его».

Ворона обрадовалась такому комплименту и запела. При этом она открыла клюв и уронила сыр, который пыталась съесть. Сыр упал прямо в лапы лисы.

«Благодарю, дорогая ворона, – сказала лиса, – теперь я могу нарушить правило и противозаконно съесть сыр».

Ворона все поняла и больше не поверила лисе. Она обиделась и больше никогда не села на леший фокус.

И.А. Крылов «Лиса и Журавль»

В басне И.А. Крылова «Лиса и Журавль» автор знаменитого произведения рассказывает нам историю о лисе, которая позвала журавля к себе в гости на обед. Лиса приготовила жареную курицу, но поскольку миска была глубокая, журавль не смог достать к еде своим длинным клювом. Лиса же, не делая вид, что замечает проблему журавля, вкусно пообедала одна. Прискорбный и голодный журавль остался ни с чем.

Басня преподносит нам мораль, что в обществе всегда есть люди, которые преследуют свои интересы, думая только о себе, не задумываясь о других. Она призывает нас быть осторожными, не попадаться на провокации эгоистичных и корыстных личностей и не доверять всем без разбору.

В стремлении собрать сладкий плод своей неправды, лиса тем самым оказалась одинокой и неприятной как для самой себя, так и для других животных. История «Лиса и Журавль» является замечательным примером басни, который помогает детям понять значение дружбы, честности и справедливости.

Лафонтен «Ворона и Лисица»

В начале басни Лафонтен описывает ворону, сидящую на дереве и держащую в клюве кусок сыра. Ворона гордится своими прекрасными перьями и песней, и летает по деревьям, пытаясь привлечь внимание всех вокруг.

Однажды лисица подходит к вороне и, испытывая зависть и жадность, начинает хвалить ее прелестную внешность и великолепную песню. Затем лисица льстит вороне, говоря, что она уверена, что голос вороны должен быть столь же прекрасен, как и ее внешность. Ворона, обрадованная комплиментом, забывает о предостережениях своей матери и решает продемонстрировать свои вокальные способности.

В то время как ворона открывает клюв и начинает петь, сыр из ее клюва падает и попадает прямо в лапы лисицы. Обманутая и осмеянная лисицей, ворона осознает свою глупость и понимает, что ее гордость и наивность привели ее к потере ценного куска сыра.

Басня «Ворона и Лисица» Жана де Лафонтена является примером классической басни, в которой присутствуют такие моральные уроки, как осторожность, трезвость ума и недоверие к лести.

ЖанрБасня
ПерсонажиВорона, Лисица
Моральный урокНе верьте лести и будьте осторожными
Основная идеяГордость и наивность могут привести к несчастью
Оцените статью